Рассказ Юлии Олеговны из д. Копище Минского района:
— Наша семья: инженер-электрик, преподаватель и двое дошколят. В начале 2015 года наконец сменили «однушку» в Минске на «двушку» в километре от столицы. Покупали на стадии котлована, собирали тремя семьями, очень помогли старые чеки «Жилье», окупившие 8 тысяч долларов стоимости квартиры. Денег, конечно же, было мало. Но в постсоветском пространстве никого не удивишь штукатурящим преподавателем и штробящим проводку инженером. Все делали сами, только плиточника пригласили. За дизайн отвечала я.
Когда впервые зашла в новую квартиру, прямо захлебнулась от количества света и огромных пространств. Очень захотелось сохранить это ощущение воздуха и простора. Поэтому не стала слушать родителей, твердивших мне, что белые стены — это непрактично, а не иметь двери в кухню — неудобно. Обожаю запах еды. Расширили проем до потолка и немножко вбок, демонтировав около 20 см тонкой стенки. Прихожая стала плавно перетекать в кухню и освещаться солнцем.
Шпатлевала я не тщательно, хотела сохранить стену живой, не похожей на картинку из фотошопа.
Мы с мужем любим ощущение надежности, поэтому натяжные потолки даже не рассматривали, тем более они денег стоят, а не 150 тысяч на краску. Потолки тоже не ровняли, только муж вырезал болгаркой штробы для проводки, а потом зашпатлевал их.
Приклеили полиуретановые молдинги. Стены и потолок окрасили «Снежкой» в три слоя. Рабочую зону на кухне я окрасила вкусным красным. Мама убеждала меня, что красный будет давить, но этого не случилось.
На пол во всей квартире постелили толстый крепкий мягкий линолеум, просто на бетон. Одинаковое покрытие сделало квартиру цельной. Цвет выбрали под беленый дуб, рифленой текстуры. Он и светлый, и мелкого мусора на нем не видно. Лучше линолеума, по-моему, только лакированное дерево. На кухне для меня было важно, чтобы мы могли уронить на пол кружку с чаем и не бояться ни за кружку, ни за пол.
Кухонный фартук хотела из крупной плитки, чтобы со временем было меньше проблем с затиркой. И чтобы плитка была под беленое дерево, немаркого цвета. Нашла испанскую. И всегда хотелось немного яркой мозаики. Мы могли себе позволить только один ящик (6 листиков формата 30×30), поэтому придумала пустить ее ленточкой, связывающей красную часть кухни, где готовим.
Светильник над обеденной группой остался из старой квартиры: квадратики гармонируют с мозаикой, свет приятный, матовый.
Споты и открытые лампочки очень не люблю, моим глазам больно. Поэтому и над рабочей зоной хотела тоже яркий и теплый рассеянный свет. Решила, что матовые светильники на свесах подойдут. Купили три раздельных, чтобы расстояния между ними сделать больше: это практичнее и зрительно занимает больше места в пустой верхней части рабочей зоны.
На розетки и выключатели денег выделили побольше, сделали с запасом: розеток над рабочей зоной пять, над холодильником — две, около обеденной зоны — две, за телевизором — три обычные, телевизионная и сдвоенная компьютерная. Выключатель — один для света над шкафчиками, два проходных — для общего света. Заходишь на кухню, включая свет правой рукой, выходишь — выключаешь свет тоже правой рукой, с другой стороны. Все розетки, что на виду, — подороже, спрятанные — подешевле.
Кухонные шкафчики любимого цвета уже были в старой квартире. Полки — белая ДСП, фасады — ДСП с тонким металлизированным краем и цветами, заметными только в определенную фазу луны, столешница — постформинг с бледно-серыми цветами. Еще в 2009-м заказали распил досок и собрали.
Купила новую мойку из чужой новостройки за 20 долларов, обожаю керамические гладенькие мойки, на которые тихо льется вода.
А плиту решили пока поставить маленькую, на две конфорки. Оказалось, хватает абсолютно, только по духовке скучаю перед праздниками, но когда-нибудь мы это исправим. На место плиты собрали из досок шкафчик, а так как таких же фасадов уже было не найти, повесила рейлинг с занавеской — и дешево, и добавило изюминку ручной работы.
Мебельный плинтус купили цвета матовый металлик, как и новые ручки, подходящие к фартуку и к общей геометричности линий рабочей зоны. Верхние шкафчики мне не нужны, хочу простора. В нижних и так очень много места. Проблему отсутствия шуфляд неплохо решили крупные контейнеры «Варьера» и «Глэс» из «Икеи», которые просто вдвигаю внутрь. Еще внутри стоит вторая сушка для тарелок.
На стене — длинная сосновая полка-доска под матовым лаком, держится на уголках с отрезанными болгаркой кончиками. Это надежно, а смотрится воздушно. На ней хранятся специи и чаи, очень удобно. Как оказалось, очень удобны и рейлинги, которых у меня никогда не было. Прихватки и подставка под горячее всегда под рукой, вымытые ложечки «баскетболятся» в стаканчик для сушки прямо от мойки.
Под мойкой — как обычно, место для сбора мусора. Удалось найти два прямоугольных польских ведерка, которые влезли в это ограниченное пространство. Еще два ведерка для мелкого мусора повесила на липкие крючки к дверке. Жаль только, что содержимое этих ведерок приходится далеко носить выкидывать. Контейнеры для пластика и стекла — за три с половиной остановки от нас, контейнер для бумаги — за полторы остановки. К нам минские мусоровозы не заезжают, и ставить у нас такие контейнеры бесполезно. У нас даже мусор у дороги вдоль леса убирают раза два в год, территория к нашим товариществам не относится… Зато наши дети уже знают, зачем собирать пластик, и готовы к будущему.
Когда свежеокрашенную квартиру навестила моя старенькая бабушка, она усмехнулась: «Мы, когда на хуторе жили, тоже перед Пасхой вот так хату белили». Мы все поулыбались, а я поняла: мне понравилось это сравнение! Мне понравилось чувство общности с чем-то, что было в нашей семье до меня.
Захотелось привнести в свою кухню что-то от своей собственной страны, а не чьей-то чужой. Так появились белорусские узоры: в виде вышивки крестиком на свободной стене и настоящая вышивка на занавесочке шкафчика. Схемы вышивки — из узорника Лобачевской и Зиминой «Белорусский народный костюм». Стена расписана остатками краски. Сначала нарисовала схему в натуральную величину на склеенных листиках в клеточку. Потом приклеила шаблон скотчем на стену и наметила карандашом черточки. Потом превратила черточки в крестики кисточкой с краской. Текстиль вообще создает уют: икеевские занавески «Бертине» — главные в выполнении этой задачи. Мне кажется, они справились. Кстати, шьют их у нас, а покупать пришлось через Москву. У нас таких симпатичных и дешевых, как они, в продаже нет.
Диван на кухне нам не нужен, так как приглашаем гостей или смотрим телевизор очень редко. Обеденная группа кухни очень старая, стулья даже старше меня. Но я убеждена в том, что старые вещи, служившие много лет твоей семье, добрее и наполненней новых. Они, как старые работники, которых просто стыдно уволить, да и не за что. Поэтому я просто покрасила стулья и ножки стола и табуретки и перетянула сиденья новой тканью. Еще одна табуретка на очереди.
Фикус и трава — дань природе, хотелось привнести ее в дом. Если вентиляционный короб разрезать вдоль и вклеить перемычки из кусочков его же, получаются два замечательных горшка для травы. Кстати, пластиковый подоконник заменили на широкий — кусок постформинга с закрашенным краской краем.
Из техники есть электрочайник, микроволновка (наша первая с мужем совместная покупка), электроплитка, холодильник «Атлант», хлебопечка, миксер и блендер. Последний был нужен, только когда дети были совсем маленькими. Посудомойка слишком долго шумит, у нас ее не будет. А хлеб печем регулярно, жаль только, нигде в последнее время не могу найти гречневой муки… Когда-нибудь еще купим духовку, совмещенную с микроволновкой.
На левую красную стену повешу тарелку с мелким геометричным узором, которую распишу сама. Ведь мы, люди, умеем очень многое, стоит только захотеть. И для этого нужно не много денег, а много желания и веры в себя.
Спасибо всем, кто читал. Сил вам и удачи в обустройстве окружающей жизни!
Смета (февраль-июнь 2015 года) — многие чеки сохранила на случай залития соседями, поэтому подсчеты достаточно точные:
1. Потолок, стены — 1 миллион 10 тысяч (пачка шпатлевки, абразивная сетка, 4 банки Sniezka Max и Sniezka Nature по 2,5 л в гипермаркете MILe, валик, телескопическая палка, клей для молдингов, малярная лента и стусло в «Паласе», молдинги на стройрынке).
2. Кухонный фартук (испанская настенная плитка Nomad-Satin Nacar 18 штук и мозаика Nomad Rojo 6 штук в магазине «ДеЛюкс», плюс работа мастера) — 162 доллара плюс 208 долларов и 74 доллара.
3. Пол и плинтусы (линолеум Goldline Royal Oak 506, плинтусы VOX) — 1 миллион 580 тысяч плюс около 100 тысяч.
4. Освещение (три светильника Eglo в салоне «Сатурн» и китайский) — 1 миллион 140 тысяч и 260 тысяч.
5. Розетки и выключатели (Schneider Electric — cерия Sedna и серия Vessen) — почти 1 миллион.
6. Шкафчик со столешницей, 60 см (белая украинская ДСП, украинский постформинг, плинтус) — 650 тысяч плюс 350 тысяч и 50 тысяч.
7. Мойка и смеситель Ledeme — 20 долларов и 337 тысяч.
8. Сушилка для посуды, рейлинг и стаканчики-контейнеры «Бюгель» от «Икея», два ведра для мусора, два высоких контейнера «Варьера», один «Глэс» — 300 тысяч плюс 80 тысяч плюс 120 тысяч плюс 414 тысяч и 30 тысяч.
9. Карниз со стройрынка, гардины «Бертине» от «Икея» — 500 тысяч и 383 тысячи.
10. Горшки для цветов, кронштейн для телевизора — 90 тысяч плюс 50 тысяч и 160 тысяч.
Итого: около 7 миллионов плюс 464 доллара.