Прожив всю жизнь в спальных районах, мы оба мечтали о квартире на Петроградке в старом фонде с высокими потолками. Искали жилье в «убитом» состоянии, чтобы сделать из него красоту на свой вкус. Нашли такое в доме 1903 года постройки. Нам сразу понравились место (тихая односторонняя улочка в двух шагах от Большого проспекта П. С.) и вид из окна (напротив красивый дом), парадная с метлахской плиткой на полу, а также печь и лепнина на потолке в большой комнате. Мы брали с собой строителя на просмотр для консультации по потенциалу квартиры, и он не только оценил будущий объем работ, но и разговорился с соседями. Так мы узнали, что дом тихий, пьяниц и дебоширов в нем нет, — и купили квартиру.
Квартира, хоть фактически и была в последние годы коммуналкой, много десятилетий принадлежала одной семье. Несколько лет до продажи ее сдавали по комнатам, в камине мы даже нашли записку с добрыми пожеланиями от прежних жильцов. Предположительно, когда-то квартиру использовали и под офис, так как часть потолка была затянута в квадраты «Армстронг».
Состояние помещений было грустное: остатки ремонта 1990-х; газовая колонка не работала (непонятно, как мылись арендаторы); электрический счетчик установлен в начале 1970-х, и, когда мы его меняли, нам сказали, что такие не используются уже лет 20.
Мы сняли несколько слоев напольных покрытий — среди них не было ценных: сначала пара ламинатов, а потом досочки без пазов, прибитые гвоздями в стиле паркета елочкой, — такой эконом-вариант паркета в советские времена. Вскрыли полы, вычистили немного строительного мусора под ними, оголили стены до дранки и кирпича.
Родные окна в квартире не сохранились: прежние владельцы успели заменить их на пластиковые. В доме делали капремонт в советские времена, поэтому, предполагаем, в квартире не было ни артефактов, ни антикварной мебели, ни клада. Зато кирпич под слоем штукатурки оказался очень красивым и ровным, что встречается нечасто, как нам сказали строители.
Зонирование
Площадь квартиры — около 100 метров. Комнат изначально было четыре, но теперь три, так как мы увеличили кухню за счет ближайшей к ней комнаты (это была единственная перегородка, которую мы снесли). Площадь узкой кухни-пенала была 11 квадратных метров, а соседней комнаты — 10. В итоге кухня стала 18 метров, и из ее части мы еще выкроили хозблок площадью три метра, в котором разместили стиральную и сушильную машины и систему хранения из IKEA.
У квартиры планировка, которая в народе называется «гребенка» или «расческа»: это когда вдоль длинного коридора нарезаны комнаты с окнами на одну сторону. Несущие стены — только по периметру.
Когда квартиру очистили от старых отделочных материалов, обнаружились две двери между дальними комнатами — значит, когда-то квартира была анфиладной. При этом одна двойная дверь была родной, и мы поставили ее как арт-объект в коридоре (восстанавливать было дорого, а из всех девяти дверей в квартире сохранилась лишь она). На месте второй двери просто был заделанный гипроком проем. Так само собой решилось, что в квартире будет анфилада. Благодаря ее появлению — при сохранившемся коридоре — планировка стала как бы круговой: в спальню можно зайти с двух сторон — из коридора и гардеробной, в которую, в свою очередь, можно зайти из гостиной. Это очень удобно для жизни.
В итоге все выглядит так: просторная кухня, далее гостиная, за ней — маленькая комната, которую мы используем как гардеробную, и последняя комната — спальня. В дальнем конце коридора рядом со спальней — ванная, недалеко от нее — туалет в несущей стене (типичное расположение туалета в квартирах старого фонда).
Хранение
Мы хотели, чтобы квартира была просторной, без обилия шкафов, поэтому их нет ни в коридоре (там стоят напольная вешалка и полка для обуви), ни в спальне (там нам достаточно небольшого бельевого комода). Вся одежда и обувь хранятся в гардеробной, тем более сейчас мы перешли на небольшое количество вещей: раздаем и распродаем все, что не носим и не используем. Так легче дышать и жить. В гардеробной свободно размещаются гладильная доска и отпариватель.
Кухня у нас без верхних шкафов, зато нижняя часть довольно длинная — 4,5 метра, в нее вошло все, что нужно: ящики для хранения посуды, чая, круп. Даже нашлось место для большой посудомоечной машины (мы раньше жили с маленькой и поняли, что большая гораздо удобнее, так как мы любим готовить и часто принимаем гостей). Над кухней идут полки с подсветкой и держателями для бокалов, что придает ей барную атмосферу.
Цвет
Я поняла, что делать интерьер исходя из идеи «как правильно», «как модно», — неактуальная история, и решила просто ходить по магазинам и смотреть, на что будет отклик. После пары месяцев просмотров остановилась на шведских обоях для спальни со сказочным цветочным орнаментом. И уже от них стали собираться все цвета квартиры.
Я чувствовала, что нужен розовый, под него муж предложил желтый цвета незрелого лимона — в итоге это плинтус в коридоре и акценты вроде газовой трубы (обычно трубы зашивают, а мы, наоборот, выделили) и откоса на входе на кухню. Мы купили хорошие краски Swiss Lake, Sherwin Williams и Tikkurilla и захотели сами покрасить стены, чем очень удивили рабочих. Ванную выкрасили в наш любимый красный Marmeladi от Tikkurilla.
На цветовые решения повлиял один из наших любимых режиссеров — Уэс Андерсон, чьи фильмы представляют собой невероятное эстетическое наслаждение: он использует ванильные цвета, симметрию, юмор в обстановке, множество деталей. Все это пришло ко мне, когда я делала наш ремонт, поэтому коридор у нас в джайпурском розовом цвете (Уэс Андерсон его часто использует), на розовой стене как бы случайно появился один желтый выключатель, а на кухне — одна желтая розетка. В квартире много мелочей, декора, наши гости подолгу все рассматривают.
Отделка
Я давно задавала себе вопрос: почему классные приемы, которые применяются в общественных интерьерах, не используют в домах? Например, стены в грубой штукатурке (она почему-то обязательно должна быть гладкой «венецианской»), наливной пол (говорят, он холодный, но ведь есть ковры), точечный свет, темные тона.
Мы оставили в коридоре родной потолок — просто почистили его и покрыли лаком. Не стали выводить идеальные стены: наоборот, на кухне, в ванной и туалете сделали их шершавыми с помощью специальной строительной терки.
В нашей стране есть практика покрывать санузел кафелем до потолка — мол, это «мокрая зона», — но у нас уже был опыт проживания в квартире с ванной с крашеными стенами, и за 10 лет использования с ними ничего не случилось. Поэтому здесь сделали так же: в ванной положили плитку только в зоне самой ванны, а в туалете вовсе нет плитки на стенах. Благодаря этим приемчикам атмосфера в квартире расслабленная, каждое помещение — это комната, большая или маленькая специального назначения.
Текстиль
Так как я, помимо винтажа, занимаюсь продажей мебели и декора на заказ (проект sonchast.ru), у меня много контактов подрядчиков в разных компаниях по созданию уюта. У одного из них я заказала пошив подушек и штор на кухню и в гостиную, у другого — кровать с мягким изголовьем с «ушками» и пуфики-банкетки в спальню и в ванную. В двух комнатах — шторы из IKEA, но мы заказали подхваты для них из остатков ткани, которая пошла на подушки для кровати.
В гостиной — ворох подушек разных размеров и цветов, они перекликаются с другими мотивами квартиры (одна подушка сделана из бархата от штор, другая — из остатка ткани на экран под ванну, на третьей — медный цветок того же оттенка, что завиток на люстре, четвертая — в тонах стоящего рядом винтажного английского кресла). На подушки в спальню я выбрала дорогие бельгийские ткани, но их было нужно немного, так что часть пошла на банкетку.
Шторы в гостиной состоят из двух тканей: верх — дорогая ткань с еле заметным «змеиным» паттерном, которую удалось купить на распродаже в магазине для дизайнеров; на низ пошел комплект серых бархатных штор из IKEA за 5000 рублей, что гораздо дешевле, чем покупать бархатную ткань отрезом.
Печь
Нарядная белая печь — центральный элемент. По нашим догадкам, в этой квартире остался единственный камин-печь во всем доме. Видимо, при усилении перекрытий во время капремонта большинство печей были разобраны. Мы очень хотели квартиру с камином — и это была одна из причин, почему мы купили именно эту.
Строители и трубочисты не разделяли нашего восторга, предлагали демонтировать и поставить новый камин, так как этому больше 100 лет, есть трещинки и сколы на плитке. Но мы были непреклонны. Егор пока оформил отверстие печи под свечную инсталляцию, но в будущем камин можно использовать по назначению, нужны лишь небольшие вложения в укрепление дымохода (он действующий — мы проверили с трубочистами).
Дорогое и бюджетное
Оформление квартиры построено на комбинировании дорогих и бюджетных материалов и предметов интерьера. Все ткани, краски, обои и наполнение мы выбирали сами (большим подспорьем по винтажу стало то, что мы сами привозим и продаем винтажную мебель из Европы на www.atable.ru). Сами придумали вид заказных светильников, сами же сделали реплику английской винтажной системы хранения Ladderax для хранения мелочей и посуды в коридоре и на кухне.
Стеклянные полочки в нише в ванной я заказа в «Леруа Мерлен», все три обошлись в 500 рублей. Экран под ванной представляет собой деревянный каркас с натянутой на него тканью. Мы просмотрели много вариантов готовых экранов, но ничего не понравилось, поэтому каркас Егор сделал сам, ткань для нас сшили и прикрепили степлером, и экран стал нарядной деталью, которая прямо от входа просматривается в конце коридора, если дверь в ванную открыта.
Кухню мы составили из недорогой мебели, которую заказали на кухонном заводе, и дорогой столешницы из терраццо ручной работы от @lick.my.brick, рисунок которой в цветах нашего интерьера собрали сами. Полки над столешницей купили в «Петровиче» за копейки, сами покрасили, а рабочие, которые делали ремонт, пропилили пазы и подключили к ним светодиодную подсветку, утопленную внутрь.
Свет
Мы скомбинировали три вида проводки: внешнюю ретропроводку использовали на кирпиче, чтобы его не штробить, проводку, которая идет по коридору, проложили в гофрированных трубках, и часть проводки скрытая.
Световые решения тоже сложились как-то стихийно. Из-за того, что я специально не училась дизайну, не знаю, «как правильно», поэтому все делала по ощущениям — «как нравится». А нравится нам, когда источников света много, их можно комбинировать, создавая атмосферу то празднично-яркой, то интимной.
В коридор на входе мы разместили крупную люстру в классическом стиле, которую нам подарили друзья. Узкую часть коридора я представляла с несколькими одинаковыми потолочными светильниками вроде леденцов на палочке. В моем магазине таких не оказалось, смотрела другие винтажные — оказалось дороговато. В итоге сделала на заказ у своего подрядчика. Светильники удаляются, создают перспективу, такой оптический эффект. И длинный коридор, который вроде бы относят к недостаткам квартир, потому что в нем не используется полезная площадь, стал интересным.
В спальне я использовала прием, который уже применяла в моей прежней квартире: нет центральной люстры (есть четыре спота в ряд, если нужно сделать комнату светлой), а вместо нее по бокам кровати свисают абажуры. Несколько раз я меняла лампочки в этих светильниках с абажурами — в итоге нашла с серебряными «попками», от которых свет направляется только наверх, и дырочки абажуров дают красивый узор.
В гардеробной — свет от недорогих спотов на потолке, купленных в «Леруа». Для гостиной, которая получилась в классическом стиле благодаря печи, родной лепнине и розетке под люстру, после долгих поисков решение нашлось рядом — в A Table, среди винтажных светильников. Эта люстра — настоящее сокровище, она сделана в 1950-1970-х, абажуры выполнены из муранского стекла ручной работы. Рисунок медных «загогулек» на стекле перекликается с рисунком на подушках на диване.
На кухне хотелось абажур над столом — это создает уют. Мы сначала думали, что стол будет поменьше, но в процессе нашли огромный винтажный. Теперь абажур висит не над его центром, ну и что? Вообще вот эта выверенность, правильность делает жизнь скучной. Нам нравится, что где-то есть неидеальность, что-то можно учесть на будущее, а с чем-то жить — это делает интерьер живым.
Бюро
Сначала мы хотели обратиться к профессиональному дизайнеру, но потом решили, что все сделаем сами. У меня был опыт нескольких ремонтов для себя и знакомых. Девять лет назад я сделала первый в жизни ремонт в своей первой квартире. Он был очень красивым, в английском стиле. Потом та квартира успешно продалась, так как люди, которые зашли на первый просмотр, захотели в ней жить. Мы оставили им интерьер целиком, за исключением мелочей и посуды. Сейчас хотим сделать так же: продать квартиру со всем наполнением, чтобы человек, который ее купит, просто пришел и остался жить в красоте.
При этом изначально делали ремонт для себя, не для продажи, а в процессе решили, что снова хотим купить квартиру и делать ремонт. В этом суть: сделать с любовью для себя, пожить по окончании ремонта, понять и исправить недоработки, обуютить целиком до последней мелочи (у нас таковой стал пуфик в ванной, вроде бы не обязательная вещь, но такая красивая!) и пойти дальше.
В ходе этого ремонта мы поняли, что хотим заниматься ремонтными историями и дальше, сделали аккаунт в инстаграме. К нам стали обращаться за интерьерными услугами друзья и знакомые: кому-то нужно сделать быстрый косметический ремонт перед сдачей квартиры в аренду, кому-то не хватает посуды, которую могу подобрать я, или полок, которые может сделать Егор. Многим людям нужен не дизайнер для работы «под ключ», а «насмотренный» человек для решения небольшой разовой задачи. Вот мы и стали этим заниматься.